Главная         О компании         Контакты         Клиенты         Аккредитация         Публикации         Вакансии

Проверьте свою Управляющую компанию (ТСЖ). БЕСПЛАТНЫЕ КОНСУЛЬТАЦИИ.

Услуги аудиторской фирмы Росаудит

Аудиторская фирма ЗАО Росаудит, аудит в сфере ЖКХ



ЗА ЧТО ПЛАТИМ: СИСТЕМА СБОРА И РАСХОДОВАНИЯ СРЕДСТВ ТРЕБУЕТ ПРОЗРАЧНОСТИ

За что платим: система сбора и расходования средств. ЗАО РосаудитВ информации, которая преподносится по жилищно-коммунальному хозяйству в СМИ, включая официальные сайты Интернета, прежде всего, бросается в глаза ее однобокость, а следовательно - отсутствие достоверности. Достоверности не хватает из-за нежелания или неумения разобраться, взглянуть на отраслевые проблемы глубже (не будем пока затрагивать вопрос о различных преднамеренных искажениях информации, такие случаи необходимо рассматривать в ином ракурсе).

     Возьмем, например, актуальную тему платежей населения за жилищно-коммунальные услуги, их начисления и расходования. Прежде всего, все собственники жилья как «аз и буки» должны знать, что в едином платежном документе за ЖКУ представлены два важнейших блока платежей. А именно - за жилищные и за коммунальные услуги.
     При этом необходимо отметить, что темпы роста платежей населения за коммунальные услуги превышают темпы роста платежей населения за жилищные услуги.
     Федеральным законом с 2006 года к плате населения за ЖКУ введены предельные индексы роста, которые устанавливаются отдельно на жилищные и отдельно на коммунальные услуги.
     Данные по предельным индексам изменения размера платы населения за жилое помещение (жилищные услуги) и коммунальные услуги по трем самым крупным городам области приведены в таблице №1.
     Из таблицы №1 видно, что первые два года после введения предельных индексов рост платы населения за жилищные услуги устанавливался практически наравне с ростом индекса за коммунальные услуги, но, начиная с 2008 года, предельный индекс повышения платы населения за коммунальные услуги начал превышать индекс роста платы населения за жилищные услуги.
     Особенно наглядно это проявилось в текущем 2010 году (например, по Нижнему Тагилу рост «коммуналки» предусмотрен в 1,31 раза больше по отношению к жилищным услугам).
     За 5 лет разрыв между «коммуналкой» и жилищными услугами составил:
  • г. Екатеринбург 1,002*1,02*1,11*1,13*1,17= 1,5 - коммунальные платежи населения выросли в полтора раза больше жилищных платежей;
  • г. Каменск-Уральский 0,98*1,20*1,07*0,95*1,08= 1,29 - соответственно на 29% больше;
  • г. НижнийТагил 1,02*1,18*1,2*1,31= 1,89 - почти в два раза больше произошел рост коммунальных платежей по отношению к жилищным.
  •      Как видим, плата за коммунальные платежи населения «бежит» вверх быстрее, чем за жилищные услуги. Разрыв между индексами роста составляет от 30 до 89%. Это первый и очень важный вывод, потому что сразу возникают очень серьезные последствия в вопросе расходования средств, полученных за жилищные услуги.
         Дело в том, что расходы за сбор всей денежной массы по поступившим коммунальным платежам (которые, отметим еще раз, за последние три года возросли на 30 - 90% больше, чем жилищные платежи) осуществляется за счет платы населения на содержание и ремонт жилья (так называемой «квартплаты»).

    Таблица 1.
    №№ п\п Основание Жилищные услуги (индекс роста) Коммунальные услуги (индекс роста) Во сколько раз больше вырос
    индекс роста коммунальных
    услуг по отношению к индексу
    роста жилищных услуг (гр.4\ гр.З)
    1 2 3 4 5
    1. На 2006 год предельные индексы утверждены Постановлением правительства Свердловской области N-106 — ПП от 06.02.2006 г.:      
    1.1. г.Екатеринбург 118,8 119,1 1,002
    1.2. г.Каменск-Уральский 120,0 117,3 0,98
    1.3. г.Нижний Тагил 120,0 120,0 0
    2. На 2007 год предельные индексы утверждены Постановлением РЭК 168-ПК от 24.11.2006 г.:      
    2.1. г.Екатеринбург 115,0 117,3 1,02
    2.2. г.Каменск-Уральский 115,0 117,3 1,02
    2.3. г.Нижний Тагил 115,0 117,3 1,02
    3. На 2007 год предельные индексы утверждены Постановлением РЭК 136-ПК от 26.10.2007 г.:      
    3.1. г.Екатеринбург 115,0 127,5 1,11
    3.2. г.Каменск-Уральский 115,0 122,7 1,07
    3.3. г.Нижний Тагил 110,0 130,0 1,18
    4. На 2009 год предельные индексы утверждены Постановлением РЭК 103-ПК от 20.08.2008 г. (с изм.157-ПК):      
    4.1. г.Екатеринбург 115,4 130,0 1,13
    4.2. г.Каменск-Уральский 125,7 120,0 0,95
    4.3. г.Нижний Тагил 112,0 134,0 1,20
    5. На 2010 год предельные индексы утверждены Постановлением РЭК 123-ПК от 30.09.2009 г.      
    5.1. г.Екатеринбург 110,7 130,0 1,17
    5.2. г.Каменск-Уральский 113,2 122,4 1,08
    5.3. г.Нижний Тагил 110,7 144,9 1,31

         Расходы за сбор платежей населения едиными расчетными центрами осуществляются в процентах от поступивших платежей. Посчитайте теперь, как автоматически увеличивается сумма, которую удерживают единые расчетные центры с управляющих организаций за сбор коммунальных платежей. Коммунальщики эти расходы, как правило, не оплачивают.
         Все ищут резервы снижения затрат. «Экономия» на едином платежном документе для коммунальщиков оказалась одной из тех сумм, которые легче всего востребовать в свою пользу, ведь для этого не нужны особые организационные и технические мероприятия. Заслоном тут могут быть только моральные факторы воздействия.
         Получается, что единым расчетным центрам никакие расчеты цен и тарифов защищать не надо, повышение им гарантировано автоматически - от роста коммунальных платежей (и банковским структурам тоже, если они задействованы в сборе платежей). А расходы эти по существующим методикам несут на себе управляющие организации. За счет тех средств, которые предусмотрены на содержание жилья.
         В связи с этим у управляющих организаций возникает серьезная проблема «выедания» величины тарифа на жилищные услуги инфляцией и темпом роста тарифов на коммунальные услуги.
         В результате этого с каждым годом все меньше и меньше можно выполнить работ за один и тот же тариф на содержание жилья, даже если он проиндексирован. Можно сказать, что почти вся индексация «квартплаты» и уходит на покрытие возросших расходов на сбор коммунальных платежей едиными расчетными центрами..
         Коммунальные платежи населения растут быстрее. Объясняют - в коммунальном тарифе энергетическая составляющая - электроэнергия, газ, уголь. Но ведь тарифы на эти энергоресурсы также регулируются государством. Значит, есть информация, которую можно анализировать и объяснять людям причины и следствия такого повышения..
         В плате за жилищные услуги отсутствует энергетическая составляющая (в общепринятом понимании этих расходов). Электроэнергия мест общего пользования теоретически уже исключена, хотя и с неимоверными скандалами и противоречиями, из содержания жилья. Эта проблема еще не решена до конца корректно и тоже очень однобоко преподносится в СМИ и на официальных сайтах контролирующих организаций..
         Таким образом, при установлении предельного индекса к плате за жилищные услуги предусматривается минимальный ее рост (индекс учитывает только инфляцию). Это делается, прежде всего, с целью снятия социальной напряженности.
         С другой стороны, сам собой напрашивается вывод о перекладывании проблем содержания жилья на собственников (Жилищный кодекс РФ - тому подтверждение). Собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества (ст.210 ГК РФ).
         Это тоже надо населению объяснять, причем на всех уровнях. А без надлежащих разъяснений получается, что управляющие организации при существующем уровне платы за жилищные услуги обязаны полностью исполнить Правила и нормы содержания жилья (Приказ Госстроя РФ №170 от 27.09.2003 г.), что совершенно нереально.

         В одном из городов области суд своим решением обязал управляющую организацию построить совершенно новую контейнерную площадку для сбора бытового мусора. И никого не интересует, что в плату населения за жилищные услуги не входит строительство новых контейнерных площадок. Доходит до абсурда. Жилищная инспекция может дать предписание восстановить разрушенное асфальтовое покрытие около старого малоэтажного дома, в котором сбор средств за жилищные услуги едва доходит до 2-3 тыс. руб. в месяц, а работы по восстановлению исчисляются десятками тысяч рублей.
         Как может жилищная инспекция распоряжаться средствами собственников? Это собственники должны согласовывать те или иные дорогостоящие работы совместно с управляющей организацией, которой они доверили управление своей собственностью.
         Не надо забывать, что раньше сфере ЖКХ гарантировали средства из бюджета, а также и о том, что дома переданы в управление со значительным нарушением цикличности ремонтов.
         Кто мешает, например, службе по надзору в сфере защиты прав потребителей инициировать отмену «неправильных» документов, прежде всего, Постановления Правительства РФ № 307, или направить запрос в Мин-регион РФ с целью разъяснения спорных ситуаций.
         Пока же получается, что информационная неразбериха в сфере ЖКХ многим на руку, прежде всего контролирующим органам. Чем сильнее путаница, тем больше поле деятельности и тем значительнее административные штрафы жилищных организаций, идущие в бюджет. Это не какие-то там виртуальные средства, а средства собственников жилья уходят на административные штрафы. Жилье от этого, безусловно, лучше не станет, а вот какой-нибудь чиновник премию да получит...

    ЗА0 "Р0САУДИТ"
  • Аудиторская деятельность
    (Лиц. № Е 007986 от 18 сентября 2006 г.);
  • Проведения финансовой экспертизы обоснованности проектов производственных и инвестиционных программ;
  • Проверка обоснованности расчёта соответствующих им тарифов;
  • Проведение финансовой и технологической экспертизы экономического обоснования цен и тарифов на жилищно-коммунальные услуги

  • ЗАО «Росаудит» аккредитовано при Межрегиональном Центре экспертных и аудиторских организаций ЖКХ
    620012, г. Екатеринбург,
    ул. Избирателей, 110, оф. 2
    тел/факс (343) 325-60-60, 325-61-60
    www.ural-rosaudit.ru

    Людмила ПОПОВА, начальник экономического отдела ЗАО «Росаудит»

    Энергетика и ЖКХ Урала, февраль №2 (69), 2010 (скачать статью в формате документа Microsoft Word)

    Назад

    Коммерческие предложения от аудиторской фирмы Росаудит
    Коммерческие предложения от аудиторской фирмы Росаудит для администраций городов и муниципальных образований
    Коммерческие предложения на аудит для управляющих компаний многоквартирными домами
    Коммерческие предложения от аудиторской фирмы Росаудит для транспортных пердприятий
    Коммерческие предложения на аудит для ресурсоснабжающих предприятий

    Аудиторская фирма ЗАО Росаудит
    г. Екатеринбург
    ул. Избирателей 110 оф 2
    тел. (343) 325-11-21
    330-70-60
    Нажмите, чтоб увеличить крату проезда до аудиторской фирмы Росаудит
    Использован фрагмент карты ДубльГис www.2gis.ru
    Яндекс.Метрика
    Аудиторская фирма ЗАО РОСАУДИТ