Главная         О компании         Контакты         Клиенты         Аккредитация         Публикации         Вакансии

Проверьте свою Управляющую компанию (ТСЖ). БЕСПЛАТНЫЕ КОНСУЛЬТАЦИИ.

Услуги аудиторской фирмы Росаудит

Аудиторская фирма ЗАО Росаудит, аудит в сфере ЖКХ



ЮРИСТ МНЕ ДРУГ, НО ИСТИНА ДОРОЖЕ

     В данной статье мы рассмотреть проблемы ценообразования ЖКХ в рамках правового коридора(как нам предложено коллегами в предыдущем номере журнала) с тем, чтобы разобраться наконец-то, а почему же на таком, практически совершенном, по мнению наших оппонентов, правовом поле, вырастают такие, далеко не совершенные, по нашему мнению, цены. И как следствие, убытки ЖКХ, которые приведут, и уже привели многие жилищные организации к пока что потенциальному банкротству.

     Мы в своих расчетах, помимо законов, принятых законодателями, обязаны руководствоваться еще и объективными законами математических расчетов. Есть в математике метод доказательства «от противного». Давайте с помощью этого метода и рассмотри нашу спорную ситуацию – реализовать услуги через управляющие организации.
     Итак, методом от «от противного» допускаем, что управляющая организация приобретает коммунальные ресурсы для дальнейшей их переработки в услуги и затем реализации их собственникам и нанимателям многоквартирного дома. В данном случае для правильных и доказательных цен и тарифов экономисту необходимо определить виды деятельности, на которые осуществляется расчет цен и тарифов. В нашем случае это будет:
  • Управление, содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме (по 491 Постановлению Правительства РФ от 13.08.2006 г.);
  • Холодное водоснабжение, горячее водоснабжение; водоотведение; электроснабжение; газоснабжение; отопление (по 301 Постановлению Правительства РФ от 23.05.2006 г.).

  •      При этом Постановление РФ ; 491 символизирует для нас жилищные услуги, №307 – коммунальные. В Постановлении Правительства РФ №307 сказано: «коммунальные услуги» - деятельность исполнителя коммунальных услуг по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, горячему водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, газоснабжению и отоплению, обеспечивающая комфортные условия проживания граждан в жилых помещениях.
         Исходим из того, что данная деятельность, которая охватывает понятие коммунальные услуги, является предпринимательской. Если бы она была благотворительной или какой-то иной, то это должно быть, по крайней мере, оговорено.
         На каждый вид предпринимательской деятельности необходимо выполнить расчет цены или тарифа. Общий свод по видам цен и тарифов представлен в таблице.

         Из таблицы следует, что из общей схемы сразу выпадает водоотведение, ведь в нем отсутствует понятие ресурса, следовательно, нет и преобразования. Далее из таблицы видно, что плата населения не может быть тарифом (ценой), так как плата – это расчетная (производная) величина, полученная путем умножения тарифа (цены) за единицу услуги на объем услуги.
    Пока понятие «ресурс», «услуга» не будут наполнены экономическим смыслом и содержанием, она так и останутся пустой оболочкой. Пока же эта игра слов затеянная, на наш взгляд, только ради того, чтобы всю ответственность за качество и объем коммунальных услуг возложить на управляющие организации.

    Тарифа за единицу коммунальной услуги в исполнении УК не было и нет. Как видно из графы 5, по строкам, соответствующим коммунальным услугам, отсутствуют затраты управляющих организаций.
         Если бы существовала реальная деятельность по преобразованию ресурса в услугу, то в графе 5 должны были бы появиться дополнительные величины, а именно собственные расходы управляющих организаций на предоставление коммунальных услуг. Тогда тариф управляющих организаций был бы равен: ресурс (А) плюс собственные расходы УК (Б) на предоставление коммунальных услуг. Плата граждан тогда была бы равна (А+Б)*норматив.
         Но, на сегодняшний день, ни в одной из управляющих организаций в данных бухгалтерского учета мы не обнаружили и копейки собственных дополнительных расходов на предоставление коммунальных услуг на тех самых агрегатах, из-за которых и разгорелся весь «сыр-бор». Тот, кто учитывает «коммуналку» на счетах реализации, показывает ее там по суммам «ресурсо-» или «энерго-» снабжающих организаций (согласитесь, что на результат математических расчетов название не влияет).
         Почему это происходит? Потому, что этих расходов и не может быть, так как содержание сех «агрегатов» внутри многоквартирного дома, в том числе и внутридомовой системы электроснабжения, относится к услуге «управление, содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома (МКД), но никак не к водоснабжению, водоотведению, электроснабжению и т.д.
         Мы не можем затраты на одно и тоже инженерное оборудование, на одни и те же виды работ и ремонтов одновременно относить и на жилищную услугу и на коммунальную. Или законодатели предлагают одни и те же затраты продавать два раза?
         Что же получается с точки зрения предпринимательской деятельности? Нет ни затрат, ни цены на эту деятельность. Спрашивается, а есть ли сама эта деятельность? С «математической» точки зрения – нет. Еще один вопрос. А по каким критериям общее имущество дома используется при осуществлении «коммунальной» деятельности? Ведь цена «жилищной» услуги определяется с согласия собственников на собрании. Или из этого следует, что за счет цены на содержание и ремонт общего имущества осуществляется и деятельность «коммунальные услуги». Разве такое допустимо?
         В постановлении Правительства РФ №307 от 23.05.2005 г. сказано по поводу ценообразования на коммунальные услуги в п.15, что управляющая организация приобретает ресурс по тарифам, установленным в соответствии с законодательством РФ, но ни слова не сказано, о том, по каким тарифам реализует управляющая организация коммунальные услуги. Во всех документах тариф ресурса сразу превращается в плату граждан, но плату граждан нельзя считать тарифом для реализации, так как это, как уже сказано выше, понятие производное (тариф – это стоимость единицы услуги). Даже если законодатели настаивают на том, что цена реализации равна плате населения в квитанции (с точки зрения экономики это неверно все равно) никакого преобразования ресурса в коммунальную услугу не происходит. Вот и получается бесплатное превращение (только на словах) ресурса в услугу на оборудовании, содержание и ремонт которого относится к жилищной услуге.
         По экономическим выкладкам не просматривается ни преобразования ресурса, ни реализации коммунальных услуг. А при «агентировании» получается такая схема: приняли с использованием инженерного оборудования в доме услугу от поставщика коммунальных услуг по его тарифу, перераспределили ее по всему дому с помощью того же инженерного оборудования, осуществляя при этом на инженерном оборудовании жилищную услугу по управлению, содержанию и ремонту общего имущества МКД, собрали с населения плату, которая формируется по тарифу поставщика и отдали эти средства поставщику.
         Слова «ресурс», «услуга» пока не будет наполнены экономическим смыслом и содержанием так и останутся пустой оболочкой. Пока же эта игра слов затеяна, на мой взгляд, только ради того, чтобы всю ответственность за качество и объем коммунальных услуг возложить на управляющие организации. В 307 Постановлении Правительства РФ сказано: «Коммунальные услуги должны быть надлежащего качества. Про ресурс этого не сказано, написано только, что ресурс используется для предоставления коммунальной услуги и все.
         На примере водоснабжения рассмотрим противоречия в «игре словами» «ресурс»- «услуга».
         На сегодняшний день предприятия водопроводно-канализационного хозяйства (ВКХ) осуществляют отпуск питьевой воды и прием (сброс) сточных вод. При этом, при заключении договоров с абонентами существенными для них являются условия: качество питьевой воды и нормативные требования по составу сточных вод – так сказано в Постановления Правительства №167 от 12.02.1999 г. «Об утверждении Правил пользования системами коммунального водоснабжения…».
         Для соблюдения качества воды предприятия ВКХ осуществляют очень скрупулезный (весьма затратный) производственный лабораторный контроль качества питьевой воды и сбрасываемых в водные объекты сточных вод. Контроль качества воды осуществляется по физико-химическим, микробиологическим, радиологическим и органолептическим показателям должен проводиться лабораторией в местах водозаборов, в процессе ее обработки, перед поступлением в сеть, а также в самой сети. (Приказ Госстроя РФ от 30.12.1999 г. №168 Правила технической эксплуатации систем и сооружений коммунального водоснабжения и канализации и другие документы, их много).
         Из наружных трасс во внутридомовые сети вода поступает непрерывно, сразу к потребителю, а жилищные организации могут регулировать только давление, следовательно, объем, но никак не качество этой воды.
         Производственный контроль качества воды осуществляют специальные лаборатории, а также специалисты, находящиеся в штате ВКХ, аттестованные (аккредитованные) в установленном порядке.
         Полностью отвечая за качество питьевой воды, предприятия ВКХ поставляют в жилые дома «ресурс» «питьевая вода», а жилищные организации преобразуют ее в «услугу» «та же самая питьевая вода» или «улучшенная питьевая вода»? Какой контроль осуществляется в доме, за счет какого тарифа и на основании каких нормативных документов? Или все-таки предприятия ВКХ оказывают услугу «полный комплекс услуги водоснабжения питьевой водой» - это определение дано Постановлением РЭК от 19.12.2007г. «Об утверждении тарифов на услуги организаций коммунального комплекса, занятых в сфере оказания услуг водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод в Свердловской области». И именно на эту услугу устанавливается тариф для предприятий ВКХ. Что же тогда делают в жилом доме с «полным комплексом услуги водоснабжения питьевой водой». Получается, что распределяют ту же самую воду, на более мелкие объемы по квартирам, причем без преобразования, поэтому и контроль качества не предусмотрен ни одним документом и средства на это не запланированы дополнительно ни в одном тарифе. По аналогии можно рассмотреть и все другие услуги.
         Слова в документах менять можно бесконечно, без экономического содержания они легковесны, стоимостные величины более тяжелы на подъем. А когда денежные величины не успевают за потоком «модных» словосочетаний, либо вообще не анализируются при принятии нормативных документов, мы имеем экономические «ножницы» и далеко идущие последствия.
    № №
    п\ п
    Наименование
    «ресурса»
    Тариф на
    «ресурс»
    Наименование
    «услуги»
    Расходы УК на
    осуществление
    предприниматель-
    ской деятельности,
    «коммунальные услуги»
    и «жилищные» услуги
    Тариф (цена)
    на жилищные и
    коммунальные
    услуги для УК
    Плата
    населения
    1 2 3 4 5 6 7
    1. Холодная вода Регулируется законом №210 –ФЗ Холодное водоснабжение отсутствуют Не установлен Графа 3* норматив (либо на факт по пробору учета)
    2. Горячая вода Регулируется законом №41-ФЗ Горячее водоснабжение отсутствуют Не установлен Графа 3* на норматив (либо на факт по пробору учета)
    3. Нет ресурса Регулируется законом №210–ФЗ Водоотведение отсутствуют Не установлен Графа 3* на норматив (либо на факт по пробору учета)
    4. Электроэнергия Регулируется законом №41-ФЗ Электроснабжение отсутствуют Не установлен Графа 3* на норматив (либо на факт по пробору учета)
    5. Газ Регул. Пост. Прав. №332 от 15.04.1995 г Газоснабжение отсутствуют Не установлен Графа 3* на норматив (либо на факт по пробору учета)
    6. Тепловая энергия Регулируется законом №41 –ФЗ Отопление отсутствуют Не установлен Графа 3* на норматив (либо на факт по пробору учета)
    7. - - Управление, содержание и ремонт общего имущества МКД Все затраты по осуществлению жилищных услуг Цена установлена в руб. на 1 кв.м Графа 6* на площадь жилья
    Знак * - обозначает умножение

    ЗА0 "Р0САУДИТ"
  • Аудиторская деятельность
    (Лиц. № Е 007986 от 18 сентября 2006 г.);
  • Проведения финансовой экспертизы обоснованности проектов производственных и инвестиционных программ;
  • Проверка обоснованности расчёта соответствующих им тарифов;
  • Проведение финансовой и технологической экспертизы экономического обоснования цен и тарифов на жилищно-коммунальные услуги

  • ЗАО «Росаудит» аккредитовано при Межрегиональном Центре экспертных и аудиторских организаций ЖКХ
    620012, г. Екатеринбург,
    ул. Избирателей, 110, оф. 2
    тел/факс (343) 325-60-60, 325-61-60
    www.ural-rosaudit.ru

    Людмила ПОПОВА, начальник экономического отдела ЗАО «РОСАУДИТ»

    Жилищно-коммунальный комплекс Урала №5 (48), 2008 (скачать статью в формате документа Microsoft Word)

    Назад

    Коммерческие предложения от аудиторской фирмы Росаудит
    Коммерческие предложения от аудиторской фирмы Росаудит для администраций городов и муниципальных образований
    Коммерческие предложения на аудит для управляющих компаний многоквартирными домами
    Коммерческие предложения от аудиторской фирмы Росаудит для транспортных пердприятий
    Коммерческие предложения на аудит для ресурсоснабжающих предприятий

    Аудиторская фирма ЗАО Росаудит
    г. Екатеринбург
    ул. Избирателей 110 оф 2
    тел. (343) 325-11-21
    330-70-60
    Нажмите, чтоб увеличить крату проезда до аудиторской фирмы Росаудит
    Использован фрагмент карты ДубльГис www.2gis.ru
    Яндекс.Метрика
    Аудиторская фирма ЗАО РОСАУДИТ