Достаточно часто при работе с жилищными и коммунальными организациями различных организационно - правовых форм возникают вопросы о том, кто должен возмещать убытки, возникающие от разницы фактических затрат организаций на производство работ, услуг и утвержденных органами местного самоуправления ставок платы для населения.
Наша аудиторская компания, работающая с жилищными и коммунальными организациями различных организационно - правовых форм сталкивается с вопросами этих организаций о том, кто должен возместить их убытки, возникающие от разницы фактических затрат организации на производство работ, услуг и утвержденных органами местного самоуправления ставок платы для населения.
Действительно, с принятием Федерального загона от 26 декабря 2005 г. N 184-ФЗ 0 внесении изменений в Федеральный закон «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» и некоторые законодательные акты Российской Федерации» плата для граждан на 2006 год и последующие годы за жилищные и коммунальные услуги устанавливается путем индексации утвержденной оплаты предыдущего года на процент, определяемый для каждого муниципального образования Региональной энергетической комиссии (РЭК). Устанавливаемая оплата для граждан не покрывает тех фактических расходов, которые вынуждены производить Управляющие компании по содержанию и обслуживанию жилого фонда, выполняя требования содержащиеся в различных нормативных актах. Кроме того, предъявляемая Управляющим компаниям плата за потребленные коммунальные ресурсы ресурсоснабжающими организациями по установленным в Муниципальном образовании нормативам потребления услуг гражданами (при отсутствии внутри домовых приборов учета), значительно выше, чем предъявленная оплата за эти ресурсы гражданам. Такая ситуация вызвана тем, что многие граждане оплату коммунальных у слуг (например, горячей и холодной воды) производят по имеющимся у них внутриквартирным счетчикам, показания которых, правило ниже, чем установленный норматив. В результате чего у Управляющих компании возникает убытки, а также фактическое отсутствие денежных средств для расчетов с ресурсоснабжающими организациями и подрядным организациями, выполняющими работы по содержанию и обслуживанию жилфонда.
У управляющих компаний (работающих по агентским договорам управления многоквартирными домами с Собственниками жилых помещений, убытии в бухгалтерском учете не возникает, но у таких кампании по выше указанным причинам так же не хватает денежных средств для расчетов с кредиторами. При этом, ответственность по договорам за выполненные работы и услуги лежит на Управляющих компаниях. Убытки могут возникнуть и у ресурсоснабжающих организаций, оказывающих услуги непосредственно населению по тем ставкам платы. которые утверждены органами местного самоуправления для граждан, хотя такая ситуация в настоящее время встречается все реже и реже.
Мы считаем, что
убытки Управляющих компаний или недостаток средств, возникший от разницы установленной платы для граждан за жилищно-коммунальные услуги и экономически обоснованными затратами (экономически обоснованными тарифами) Управляющих компаний, должны покрываться из бюджета муниципального образования, и оно должно нести ответственность за принятое решении, поскольку муниципальное образование является законодательно уполномоченным лицом по установлению оплаты и от этого зависит содержание жилфонда на территории муниципального образования и обеспечение населения энергоресурсами в объеме, предусмотренном законодательством. Согласно статьям 156, 157 ЖК РФ размер платы за жилищные и коммунальные услуги устанавливается органами местного самоуправления для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда и для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом.
В связи с этим, казалось бы, убытки из местного бюджета должны покрываться только в части сказания услуг указанной категории граждан. Однако, статьей 158 ЖК РФ предусмотрено, что если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, такой размер устанавливается органом местного самоуправления.
Согласно статье 161 ЖК РФ
управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Во исполнение указанной нормы издано Постановление Правительства РФ от 13 августа 2006 г. N 491 «Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме», содержащее требования по содержанию общего имущества дома, а также до настоящего времени действует Постановлением Госстроя РФ от 27 сентября 2003 г. N 170. Для выполнения требований названных нормативных актов Управляющим компаниям требуются денежные средства, рассчитанные на все виды работ, перечисленные в указанных документах, это то, что мы называем экономически обоснованными затратами (тарифами) Управляющих компаний. Наш опыт показал, что контролирующие органы (прокуратура, Роспотребнадзор, Жилищная инспекция) при наложении административных взысканий за не выполнение требований по содержанию жилого фонда, не принимают во внимание аргументы Управляющих компаний об отсутствии денежных средств. Суды поддерживают такую позицию контролирующих органов. В результате чего, Управляющие компании остаются «без вины виноватые» и вынуждены, при отсутствии денежных средств, платить не малые штрафы в бюджет, размер которые составляет не менее 40 000 рублей.
Какой же выход из создавшийся ситуации мы можем предложить Управляющим компаниям?
Мы считаем, что Управляющие компании должны предоставлять в органы местного самоуправления, уполномоченные утверждать тарифы на жилищные и коммунальные услуги, свои экономически обоснованные расчеты на содержание жилфонда с учетом требований выше названных нормативных актов с перечнем всех работ и их стоимостью, подтвердив правильность расчетов независимой экспертной фирмой, имеющей соответствующую аккредитацию и требовать утвердить рассчитанный размер тарифа, заложив в бюджете города сумму на покрытие разницы между указанным тарифом и утвержденным размером оплаты этих услуг гражданами.
Управляющая компания также должна предоставить в органы местного самоуправления расчет образовавшейся разницы в стоимости услуг ресурсоснабжающих организаций, предъявленных по нормативам и стоимостью услуг, предъявленных гражданам за фактическое потребление по приборам учета с тем, чтобы в бюджете была заложена сумма указанной разницы для возмещения Управляющей компании.
В случае, если органы местного самоуправления не согласятся принять экономически обоснованные тарифы и расчет возмещения разницы за коммунальные услуги, Управляемая компания должна получить письменный отказ об этом с тем, чтобы обжаловать в суд его неправомерность.
При принятии тарифа на содержание жилфонда органами местного самоуправления в меньшем размере, чем экономически обоснованный, Управляющая компания должна требовать устанавливать его путем исключения конкретных видов работ с указанной стоимостью с тем, чтобы была возможность защиты от требовании вышеуказанных контролирующих органов о выполнении работ в полном объеме.
ЗА0 "Р0САУДИТ" |
Аудиторская деятельность (Лиц. № Е 007986 от 18 сентября 2006 г.);
Проведения финансовой экспертизы обоснованности проектов производственных и инвестиционных программ;
Проверка обоснованности расчёта соответствующих им тарифов;
Проведение финансовой и технологической экспертизы экономического обоснования цен и тарифов на жилищно-коммунальные услуги
ЗАО «Росаудит» аккредитовано при Межрегиональном Центре экспертных и аудиторских организаций ЖКХ
|
620012, г. Екатеринбург, ул. Избирателей, 110, оф. 2 тел/факс (343) 325-60-60, 325-61-60 www.ural-rosaudit.ru |