Главная         О компании         Контакты         Клиенты         Аккредитация         Публикации         Вакансии

Проверьте свою Управляющую компанию (ТСЖ). БЕСПЛАТНЫЕ КОНСУЛЬТАЦИИ.

Услуги аудиторской фирмы Росаудит

Аудиторская фирма ЗАО Росаудит, аудит в сфере ЖКХ



КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД К ДОГОВОРНЫМ ОТНОШЕНИЯМ

     Противоречия в нормативных документах значительно осложняют и без того непростую работу специалистов, работающих в сфере ЖКХ. Вся нормативная база, на которую опирается сегодня деятельность предприятий жилищно-коммунального сектора экономики - это тот самый «гордиев узел», который, к сожалению, нельзя рассечь одним ударом. Обширная судебная практика свидетельствует о том, что в настоящее время обострилась одна из самых фундаментальных и сложных проблем - формирование договорных отношений между организациями коммунального комплекса, управляющими организациями, населением.

     Эта проблема тянет за собой и другие не менее важные вопросы, в именно — формирование налоговой базы предприятий, системы ценообразования и т.д. Для того чтобы обеспечить баланс интересов всех участников договорных отношений необходимо состыковать и привести в соответствие, как минимум, шесть базовых документов (что само по себе уже очень сложно сделать из-за несовершенства этих законодательных документов):
  • Гражданский кодекс;
  • Налоговый кодекс;
  • Жилищный кодекс;
  • Закон о защите прав потребителей;
  • Закон 184-ФЗ (о применении предельных индексов);
  • Постановление Правительства №307.

  •      Кроме того, необходимо учесть еще, как минимум, до 30 нормативных актов, включая различные ведомственные Правила и Нормы. Мешает делу обилие категорий и понятий в нормативных документах. Так, реанимированы из дореформенных времен в 307 Постановлении Правительства термины «ресурсоснабжающая организация», «исполнитель». В 210 законе РФ управляющая организация значится «потребитель», коммунальщики – «организациями коммунального комплекса»,
    Ни один из нормативных актов не предусматривает обязательств муниципального, регионального или федерального бюджетов возместить убытки вследствие утверждения тарифов на оплату за содержание и ремонт жилых помещений с применением индексов, которые не обеспечивают Управляющей компании содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства.

    в ГОСТ Р 50646-94 потребитель - это гражданин, получающий, заказывающий либо имеющий намерение получить или заказать услуги для личных нужд. В ГК мы привыкли к «энергоснабжающим организациям» и «абонентам». В законе «Об электроэнергетике» обозначены «потребители электрической и тепловой энергии». Слишком много определений на одно юридическое (или физическое) лицо - не мудрено запутаться!
         На практике существует несколько мнений по поводу формирования договорных отношений в ЖКХ. Самое распространенное и широко практикуемое в последнее время - это приобретение управляющей организацией коммунальной услуги для дальнейшей реализации населению. Такой подход является по нашему мнению самым формальным и поверхностным, при нем не учитываются глубинные факторы, которые, в свою очередь порождают очень серьезные налоговые и экономические последствия в деятельности управляющих организаций. К этим факторам мы относим:
  • Занижение цен и тарифов на ЖКУ в угоду политическим интересам;
  • Громоздкий и несовершенный механизм учета и расчетов (а также и перерасчетов) объемов потребляемых услуг;
  • Усиление административной ответственности;
  • Значительный износ основных фондов и отсутствие источника их восстановления;
  • Наличие огромной дебиторской задолженности населениям за ЖКУ.

  •      За насколько лат аудиторской деятельности в сфере ЖКХ специалистами нашего предприятия тщательно изучены договоры, учетная и налоговая политика предприятий ЖКХ (как жилищных так и коммунальных), причем различной организационно-правовой формы Принимали участие мы и в судебных разбирательствах по самым различным аспектам (в основном, это налоговые вопросы).
         В результате наработанной практики специалисты нашей организации считают, что выживание управлявших компаний в период индексации цен и тарифов возможно только при наличии договорных отношений, позволяющих приобретать коммунальные ресурсы в пользу «собственников» и «нанимателей» без отражения в бухгалтерском учете управляющих организаций их приобретения и реализации. Такие отношения позволяют минимизировать налоговую базу, о в некоторых случаях перейти на упрошенную систему налогообложения (более подробно о рекомендуемой схеме взаимоотношений мы расскажем в следующей публикации).

         В документах, которые издаются во исполнение Жилищного кодекса РФ законодатели хотят видеть управляющие организации гарантом качества и количества коммунальных услуг. Удобно, конечно, и законодателям и поставщикам коммунальных услуг. Хочется только уточнить, а под какие средства, и под какие производственные мощности должны осуществляться эти гарантии? Может быть, в подвалах жилых домов у управляющих организаций находятся копи царя Соломона.
         Интересно было бы узнать, где в жилом доме размещаются те таинственные агрегаты, с помощью которых «коммунальный ресурс» превращается в «коммунальную услугу» и почему он таковым не является, пока не дошел до стены дома? В чем заключается преобразование ресурса, когда коммунальная услуга поступает в жилой дом непрерывно от поставщика? Ведь жилищные организации обслуживают инженерное оборудование, которое влияет, прежде всего, равномерность объема услуги по квартирам, но никак не на качество горячей или холодной воды.
         В жилом доме нет такого технологического оборудования, которое позволяло бы значительно изменить качество коммунальной услуги. По ГОСТ Р 50646-94 технологический процесс исполнения услуги это «основная часть процесса предоставления услуги, связанная с изменением состояния объекта услуги».
         «Возраст» труб в доме не оказывает фатального влияния на качество, так как протяженность внутридомовых сетей несоизмерима с протяженностью и диаметром наружных сетей - она в разы меньшее, а ответственность в разы больше?
         Такая всеобъемлющая ответственность должна подкрепляться хотя бы какими-то средствами. А у нас - подстриженные «под политику цены», да и те заморожены на долгие годы индексами, а «бюджет» не спешит на помощь - присматривается, только вот если что-нибудь в доме обвалится, тогда может быть, и выделят сумму под мифическую программу (на оформление и защиту которой тоже уйдет год, а то и два).
    Выживание управляющих компаний в период индексации цен и тарифов возможно только при наличии договорных отношений, позволяющих приобретать коммунальные ресурсы в пользу «собственников» и «нанимателей», без отражения в бухгалтерском учете управляющих организаций их приобретения и реализации.

         В обороте управляющих организаций находятся, прежде всего, средства населения. При сложившихся ценах, если буквально исполнять требования всех последних документов, необходимо доплачивать коммунальщикам из средств на содержание и ремонт жилья, как было раньше, в дореформенную пору. А ведь это уже не налоговая, а более серьезная ответственность.
         По 307 Постановлению Правительства холодная вода ненадлежащего качества вообще не подлежит оплате населением (спасибо разработчикам документа за щедрость, но как это связать со здравым смыслом - вода льется, а платить не надо?). Почему нельзя заплатить по более низкому тарифу, как за воду неподготовленную, раз уж у нас нет отдельного водовода для неподготовленной воды? И кто будет нести убытки при существующих договорных отношениях за воду, которая доставлена и вылита, но не оплачена населением?
         Нельзя допускать поверхностный, непрофессиональный, либо узковедомственный подход к проблеме договорных отношений в ЖХХ. Иначе мы сведем все усилия реформы жилищно-коммунального комплекса к нулю.
         Необходимо внедрять в жизнь оптимальный вариант, который учитывает интересы всех сторон, достигать баланса этих интересов, а также дать возможность нормального экономического развития всем предприятиям жилищно-коммунального комплекса. Это трудно, но достижимо.
         Не надо делать только управляющие организации задолжниками ситуации, ведь именно управляющие организации находятся на перекрестке всех проблем, это в их деятельности проявляются все недочеты разработанных законов и постановлений. Они уязвимы для всякого рода негативных последствий, но в то же время жестко регламентированы в своих возможностях из-за того, что рабо¬тают с населением.
         Мы не думаем, что кто-то действительно желает банкротства управляющим организациям, но поверхностный, непрофессиональный подход к вопросу договорных отношений ведет именно к этому.
    ЗА0 "Р0САУДИТ"
  • Аудиторская деятельность
    (Лиц. № Е 007986 от 18 сентября 2006 г.);
  • Проведения финансовой экспертизы обоснованности проектов производственных и инвестиционных программ;
  • Проверка обоснованности расчёта соответствующих им тарифов;
  • Проведение финансовой и технологической экспертизы экономического обоснования цен и тарифов на жилищно-коммунальные услуги

  • ЗАО «Росаудит» аккредитовано при Межрегиональном Центре экспертных и аудиторских организаций ЖКХ
    620012, г. Екатеринбург,
    ул. Избирателей, 110, оф. 2
    тел/факс (343) 325-60-60, 325-61-60
    www.ural-rosaudit.ru

    Людмила ПОПОВА, начальник экономического отдела ЗАО РОСАУДИТ

    Жилищно-коммунальный комплекс Урала №3 (46), 2008 (скачать статью в формате документа Microsoft Word)

    Назад

    Коммерческие предложения от аудиторской фирмы Росаудит
    Коммерческие предложения от аудиторской фирмы Росаудит для администраций городов и муниципальных образований
    Коммерческие предложения на аудит для управляющих компаний многоквартирными домами
    Коммерческие предложения от аудиторской фирмы Росаудит для транспортных пердприятий
    Коммерческие предложения на аудит для ресурсоснабжающих предприятий

    Аудиторская фирма ЗАО Росаудит
    г. Екатеринбург
    ул. Избирателей 110 оф 2
    тел. (343) 325-11-21
    330-70-60
    Нажмите, чтоб увеличить крату проезда до аудиторской фирмы Росаудит
    Использован фрагмент карты ДубльГис www.2gis.ru
    Яндекс.Метрика
    Аудиторская фирма ЗАО РОСАУДИТ